Если пользователь присылает заявку перейдя по рекламному объявлению, информация из UTM-меток дает нам возможность понять по какому запросу он перешел. С органическим трафиком дела обстоят сложней. Отчет о Поисковых запросах в системах аналитики предоставит все необходимые данные, но это произойдет потом. Информация же о сути запроса в заявке, могла бы существенным образом помочь менеджеру отдела продаж получить дополнительные сведения о клиенте и еще до начала общения правильно выстроить диалог. Но извлечь поисковый запрос при переходе на сайт из реферальной ссылки нам не удастся – Google и Яндекс лишают нас этой возможности, обрезая строку с параметрами запроса в URL.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию нам нужно сохранить информацию о странице входа в браузере и передать ее вместе с данными формы в CRM. Конечно, это не будет полноценной заменой, но если клиент зашел на карточку товара или еще какую-либо специфическую страницу сайта, путь в URL даст нам достаточно информации о намерениях пользователя и позволит предугадать клиентский запрос.
Коротко об URL
Учитывая, что сегодня нам предстоит работать с ссылками, давайте вспомним, из чего состоит URL. URL или Uniform Resource Locator, представляет собой адрес сайта в интернете. Стандарт URL устанавливается организацией IETF. Этот формат адреса ресурса был придуман Тимом Бернерс-Ли в 1990 году в Европейском совете по ядерным исследованиям и стал фундаментом для создания Сети. Сегодня URL рассматривается как часть более обширной системы URI (Uniform Resource Identifier) и регулируется документом, определяющим URI (RFC 3986). Вот традиционная форма записи:
схема://хост:порт/путь?параметры#якорь
- схема (protocol) – http, https и пр.;
- хост (host, domain) – доменное имя сайта;
- путь (path) – все, что идет после хоста до параметров;
- ?параметры (query string) – начинаются со знака вопроса и передаются, как пары ключ=значение, разделяемые знаком & (амперсанд);
- #якорь (fragment, anchor).
Начало работы
Для экспериментов я буду использовать сайт на Тильде, Битрикс24 и GTM.
В Google Tag Manager создаем две пользовательские переменные.
Первая переменная:
- тип – Константа
- значение – доменное имя нашего сайта.
Вторая:
- тип – HTTP Referrer,
- тип компонента – имя хоста.
Обрезаем “www”. Здесь будет хранится доменное имя страницы с которой был осуществлен переход.
Так выглядят переменные в отладчике GTM:
Далее создаем пользовательский HTML тег с триггером на просмотр всех страниц, который будет сравнивать значения переменных, сохраненных на предыдущем шаге, и если эти значения не совпадают, записывать в хранилище часть URL. Таким образом мы сохраним в sessionStorage (о работе с браузерными хранилищами я писал здесь) путь ресурса на который пользователь перешел извне.
Код достаточно прост. Мы используем условный оператор if, куда передаем для сравнения две переменные. Конструкция !==, читается как “не равно”. Если условие в круглых скобках будет истинным, то есть значения переменных не равны, объект sessionStorage с помощью метода setItem() сохранит до конца текущей сессии данные полученные из встроенной переменной GTM – Page Path.
Публикуем контейнер GTM и переходим по внешней ссылке на страницу Контакты для того, чтобы протестировать код. Проверим полученный результат на вкладке Application инструментов разработчика браузера Google Chrome:
На скриншоте видно, что данные успешно сохранены.
Теперь сделаем еще один пользовательский HTML тег с триггером на просмотр всех страниц, он будет создавать два неотображаемых поля формы и записывать в них информацию о странице входа и странице, с которой данные будут отправлены в CRM:
Похожий код я уже описывал здесь, так что лишь кратко опишу суть. В скрипте мы объявляем две функции, первая создает и возвращает скрытый input (тип – hidden). Вторая получает значение страницы входа из sessionStorage, если запись существует, или null, если нет. Далее вызываем их и записываем результат вызова в переменные loginPage и dataSendingPage, и на последней строке добавляем инпуты с данными в форму на сайт.
Публикуем контейнер и переходим по внешней ссылке на страницу “Контакты”, а затем на страницу “О нас”.
На скриншоте из Devtools, мы видим два инпута содержащих данные о странице входа и о текущей странице, откуда мы собирается отправить заказ:
Тестирование
О том, как быстро и просто связать сайт на Тильде с Битрикс24 я уже писал в этой статье.
Заполняем форму и отправляем запрос. Открываем интерфейс CRM и смотрим удалось ли нам получить запланированный результат:
Не смотря на то, что из приведенного примера нам вряд ли удастся получить сколь либо ценную информацию, считаю, что с задачей мы справились. Думаю, что при других обстоятельствах – имея многостраничный сайт, данные о странице входа могли бы принести нам более интересную сведения о намерениях пользователей посещающих наш веб-ресурс.
Заключение
В завершении хочу поблагодарить вас за то, что дочитали подготовленный материал до конца. Пример не вполне самодостаточный, но я лишь в очередной раз хотел показать, как знание базовых принципов программирования помогает в работе маркетолога делая ее более продуктивной и интересной. Так, что никогда не сдавайтесь и учите JavaScript.
Удачи!
Добрый день, а если на шаге “Проверим полученный результат на вкладке Application инструментов разработчика браузера Google Chrome:” данных нет. Что делать?
Вероника, добрый.
Если вы перешли по внешней ссылке и все сделали верно, данные должны быть. Проверьте код скрипта. Ну или пишите в Телеграм, попробует разобраться)