Yandex DataLens (Яндекс ДатаЛенс) – продукт компании Яндекс, относящийся к классу BI-систем. С его помощью можно легко и быстро создавать интерактивные дашборды для разных отделов и задач в компании, подключаться к своим облачным и локальным базам данных, сервисам и обычным файлам, а также назначать каждому сотруднику собственные права доступа с целью совместного принятия управленческих решений на основе данных организации.
BI-системы
В последние несколько лет в российских и зарубежных компаниях набирает обороты тренд на цифровизацию и автоматизацию. В связи с этим предприятиям приходится уделять новым процессам дополнительное время, а также выделять вспомогательные ресурсы (как финансовые, так и человеческие) для построения бизнес-аналитики. Такое направление получило название Business Intelligence (сокращенно BI).
Основная задача бизнес-аналитики – перевод всей накопленной информации организации за все ее время существования в форму, пригодную для анализа и которая будет понятна человеку. Таким образом, разработчик BI-решения должен погрузиться во все структуры, подразделения компании, собрать необходимые данные со всех отделов, проанализировать, обработать их и сохранить в едином, централизованном месте, чтобы впоследствии перевести большой объем разрозненной и не связанной между собой информации из табличных представлений в отчеты с графиками и диаграммы, взаимосвязанных между собой.
Причем данные в организации могут быть совершенно разными и храниться в разных местах, или отсутствовать вовсе. Например:
- рекламная статистика по продвижению ваших товаров/услуг в Facebook *, VK Рекламе, Яндекс.Директе, Google Ads и других сервисах (по расходам, показам, кликам, достигнутым целям);
- информация по сделкам из CRM-системы (количество, доход, прибыль, период сделки, средний чек, купленные товары и т.д.);
- данные счетчиков аналитики Яндекс.Метрики и Google Analytics (источники трафика, откуда пришли пользователи, мониторинг страниц, поведение пользователей, конверсии, цели, события, количество визитов до совершения покупки и т.д.);
- данные из ERP-системы (финансы, управление персоналом, производство, цепочка поставок, услуги, закупки);
- данные из офлайн-магазинов (точек продаж);
- статистика по мобильному приложению (количество скачиваний приложения, регистраций, событий внутри приложения, покупок пользователей и т.д.);
- и многие другое.
* Деятельность американской компании Meta (бывшая Facebook) запрещена в России, организация признана экстремистской.
Все это нужно как-то соединить между собой, чтобы в результате получить готовое решение, на основе которого вы и руководство компании смогли бы принимать решения. Это не так просто. Но, как вы понимаете, в этом и заключается главное преимущество внедрения бизнес-аналитики – все данные о вашем бизнесе находятся всегда под рукой, на одной интерактивной панели (или на нескольких листах отчетности), дашборды обновляются автоматически, что позволяет минимизировать ручной труд ваших сотрудников и сосредоточиться больше на анализе данных, а не на сборе статистики и ее компоновке. Плюс ко всему этому – возможность управлять бизнесом на основе данных! Это и есть будущее.
После всей собранной информации внутри компании у вас может получиться такая схема организации данных:
И для реализации такой схемы нужны соответствующие BI-инструменты. Если раньше предприятия для построения бизнес-аналитики чаще использовали зарубежные BI-системы (Tableau, Looker Studio / Google Data Studio, Microsoft Power BI, QlikView и другие), то сейчас они переходят на отечественное ПО. Яндекс не остался в стороне и разработал для таких задач свой сервис Yandex DataLens.
BI-системы
Yandex Datalens – бесплатный инструмент визуализации и анализа данных, являющийся частью Yandex Cloud (Яндекс.Облако). Впервые он был представлен на конференции MateMarketing в 2018 году, а широкой публике стал доступен весной 2019 года. Сервис соответствует требованиям ФЗ-152 и индустриальным стандартам, включен в реестр отечественного программного обеспечения и является хорошей альтернативой международным BI-системам.
DataLens позволяет подключать разные источники данных, создавать визуализации (графики, диаграммы, таблицы, индикаторы и другие чарты) для мониторинга ключевых показателей эффективности вашей организации, отделов и даже отдельных сотрудников, а также совместно работать над дашбордом.
DataLens имеет большое количество возможностей для работы с текстом и поддерживает язык разметки Markdown. Вы можете добавить на дашборд заголовки, описание, ссылки, таблицу, изображение (логотип), фрагменты кода или выделить значимые моменты с помощью форматирования – жирный текст, курсивный текст, эмодзи ✔️ и т.д. Отчет можно сделать интерактивным – добавить вкладки, фильтры, элементы управления датами, установить связи между отдельными наборами данных и многое другое.
Помимо этого в Yandex DataLens можно использовать геокодинг на базе API Яндекс.Карт, нанося на карты целые области и регионы, города, магазины, пункты выдачи заказов или адреса ваших клиентов с помощью точек. Можно также использовать лини для отображения связей между объектами на местности (например, рейсов авиалиний или маршрутов перевозки грузов) или отображать плотность точек с помощью теплокарты. Все это задается с помощью специальных типов данных – геоточек и геополигонов:
В DataLens есть Marketplace, в котором размещены готовые решения и дополнения к DataLens. Они расширяют функциональность использования сервиса визуализации и позволяют добавлять дополнительные наборы данных.
В маркетплейсе размещены продукты следующих типов:
- геослои – датасеты с привязкой к геоданным (регионы, города, районы и более детальные локации города). На их основе вы можете создавать различные карты и добавлять их на дашборды;
- датасеты – наборы данных с преднастроенными дашбордами от команды DataLens, которые вы можете взять за основу при создании собственных отчетов;
- коннекторы – дополнительные типы подключений к внешним системам от сторонних разработчиков, которые недоступны в DataLens по умолчанию);
- темплейты – шаблоны дашбордов.
Для продуктов из Marketplace существует два типа ценовой политики:
- бесплатные решения (FREE) – подключить продукт может любой пользователь DataLens; данные будут доступны даже после отказа от подписки;
- по подписке (Monthly) – ежемесячная тарификация. Списание средств за продукт происходит в день подключения, а при отказе от подписки данные перестают быть доступны после завершения оплаченного периода.
Подробнее о тарификации продуктов Marketplace читайте в официальной документации Yandex Cloud.
Преимущества и недостатки
Основные преимущества использования Yandex DataLens:
- бесплатное использование без ограничений на количество пользователей и запросов;
- постоянные обновления;
- быстрая интеграция с продуктами Яндекса (Яндекс.Метрика, AppMetrica, база данных ClickHouse);
- использование SQL-запросов;
- использование геоаналитики на базе API Яндекс.Карт;
- возможность создавать собственные параметры и показатели на основе различных формул;
- совмещение данных из различных источников (например, объединить данные из вашей CRM-системы с данными из рекламы или счетчика аналитики) благодаря оператору JOIN – INNER, LEFT, RIGHT и FULL;
- доступ к шаблонам с уже готовыми настройками;
- дополнительные продукты в Marketplace;
- поддержка версионирования – возможность хранить историю изменений конфигурации дашборда и чартов с помощью версий, и при желании посмотреть то, что было сделано ранее (доступна история за последние три месяца);
- разграничение прав доступа в DataLens реализовано на уровне объектов и папок. На каждый объект и папку можно назначать пользователю права доступа, которые определяют допустимые операции. То есть вы можете выдать доступ пользователю на какие-то отдельные листы отчета или даже визуализации, а на другие – скрыть показ.
Однако недостатки у сервиса тоже есть:
- DataLens по сравнению с другими BI-инструментами еще молодой, поэтому многого того, что есть в других сервисах, у Яндекса пока нет;
- нет возможности получить отчет без интернета, поскольку все данные обновляются в режиме реального времени онлайн;
- нет встроенного подключения для Яндекс.Директа, поэтому для выгрузки данных нужно использовать собственные разработки;
- нет мобильного приложения, а верстка адаптирована таким образом, что на смартфонах все визуализации располагаются в столбик, один под другим;
- несмотря на то, что вы можете всего за несколько кликов подключиться к собственным данным, используя встроенный коннектор Яндекс.Метрики, большинство функционала для готового подключения DataLens недоступно, поэтому вам придется использовать базы данных типа ClickHouse, чтобы иметь возможность выполнять различные SQL-запросы, использовать в формулах функции и т.д.
Коннекторы
DataLens поддерживает работу напрямую с различными источниками:
- базы данных – ClickHouse, PostgreSQL, MySQL, MS SQL Server, Oracle Database, Greenplum, YDB, Google BigQuery;
- продукты Яндекса – YDB, Metrica, AppMetrica, Подкасты Аналитика, Yandex Cloud Billing, Yandex Query, Мониторинг;
- загрузка файлов из CSV и Google Таблиц (Google Sheets);
- сторонние решения – Битрикс24, МойСклад;
- еще – Prometheus.
Такие источники подключения к вашим данным называются коннекторами (connectors).
Примечание: весной 2019 года в Yandex DataLens были только ClickHouse, PostgreSQL, MySQL, MS SQL Server, Metrica, Metrica Logs API и загрузка файлов CSV.
Сервисы-аналоги
Если рассуждать о том, где можно в принципе визуализировать собственные данные, то, безусловно, в этот список можно добавить следующие инструменты:
- Microsoft Excel;
- Google Таблицы;
- Microsoft Power BI;
- Tableau (распространен в Европе и мире);
- QlikView и Qlik Sense;
- Looker Studio (Google Data Studio).
Все эти инструменты до текущих событий в мире были очень популярны в России. Но жизнь меняется и вносит свои коррективы. Также есть рекомендации от Минцифры России и других ведомств, которые касаются государственных банков, страховых компаний, сферы недвижимости, автомобилестроения и многих других важных для страны отраслей. Они заключаются в переходе на российские браузеры и SSL-протоколы, использование отечественного ПО, отказ от зарубежных продуктов и лицензий. Именно поэтому с конца февраля 2022 года многие компании стали переходить на сервисы Яндекса и инфраструктуру Yandex Cloud, а сам Яндекс семимильными шагами двинулся вперед.
Применение Yandex DataLens
Где можно применять Яндекс ДатаЛенс? При решении каких задач? Какую отчетность можно создавать в нем? На мой взгляд, это три самых важных вопроса, которые вы будете задавать себе перед началом использования данного инструмента.
Отчеты, которые вы можете создавать, различны. Их условно можно разделить на несколько типов:
- операционные – отображают быстро меняющиеся со временем данные (мониторинг показателей);
- аналитические – используются для нахождения трендов, оценки ситуации и принятия дальнейших решений;
- стратегические – используются для определения направления деятельсти компании, выявления проблем в структурных единицах и постановки задач по их исправлению.
Можно разделить отчеты и по тематикам:
- рекламные отчеты (Facebook *, VK Реклама, Яндекс.Директ, Google Ads и другие);
- отчеты по SEO-трафику (органический поиск);
- аналитические отчеты (источники трафика, мониторинг страниц, поведение пользователей, конверсии, цели, события и т.д.);
- отчеты по e-commerce (транзакции, популярные товары, средний чек, количество покупок и т.д.)
- отчеты из CRM-системы (данные о продажах, товарная номенклатура, план/факт);
- сквозная аналитика (совмещение рекламной статистики, аналитической информации и данных из CRM/ERP-системы);
- отчеты отдела продаж (менеджеры, количество сделок, звонков, доход от сделок и т.д.)
- комбинация отчетов из разных тематик.
Или по сотрудникам вашей компании:
- для маркетолога (данные по его трафику);
- для аналитика (данные по всем типам трафика);
- для отдела продаж (статистика по продажам);
- для разработчика (доступность сайта, нагрузка на сайт, скорость открытия страниц, 404 ошибки, роботы и т.д.)
- для руководителя (данные по ключевым показателям эффективности, панель KPI).
Как видите, применение Yandex DataLens самое разнообразное. В других материалах нашего блога мы подробно разберем функционал сервиса визуализации и анализа данных от Яндекс.Облака.